Вы просматриваете: Главная > Педагогические и методические мероприятия > ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК – ПАСХА

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК – ПАСХА

042114_1126_1.jpgКонспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе.

Тема: ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК – ПАСХА.

Программные педагогические задачи: познакомить с народным обрядовым праздником — Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Планируемые результаты: проявляет интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям, традициям; уважительно относится к традициям русского народа.

Словарная работа: народный праздник, Великая Пасха, кулич, Красная горка, крашенки, писанки.

Оборудование и материал: видеопроектор, иллюстрации на слайдах, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги), ложки, горка, коллекция пасхальных яиц,

Подготовительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини-выставка коллекции сувенирных яиц.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети входят в зал, где их встречает Хозяйка.

Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю – красно место.

— А поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков.

— Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.


2. Постановка цели занятия.

— Какие праздники вы знаете?

— Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны- Пасхе.

— Вспомните, пожалуйста, праздник Рождества Христова.

— Когда его отмечают и чему он посвящен? (Сравнивают с Пасхой)

Да, Иисус Христос родился — сын Господа Бога. Далее придание рассказывает, что отец послал его на Землю людям — учить их жить по совести: помогать нуждающимся, делит всем, что есть,с ближними, быть добрыми, трудолюбивы. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди решили y6ить Иисуса Христа. Они долго мучили его, требовали, чтобы он казался от своего учения, сказал, что он не сын Божий, что все придумал. Но Христос не отрекся от своего учения — ведь действительно был сыном Бога и безгранично верил в то, что проповедовал людям.



Мучители надели на голову пленника венок из колючих веток. Колючки впивались в голову, но Христос все терпел и отказывался от своих слов, потому что очень любил народ и всей душой хотел помочь ему, научить его жить по совести. Враги Иисуса замучили его до смерти: распяли на кресте — прибили к кресту гвоздями.

За всем этим наблюдали самые близкие ученики Иисуса Христа и его мать Мария. Сердце их разрывалось от горя. Но они ничего не могли изменить. Когда все разошлись, и наступила ночь, ученики Иисуса Христа сняли его с креста и отнесли в пещеру. Он был мертв, но, когда утром Мария и ее друзья вернулись в пещеру, они никого там не нашли: пещера была пуста. Все очень надеялись, что это отец Бог воскресил своего сына, вернул ему жизнь. Так и случилось! Иисус Христос воскрес.

Сегодня я пригласила вас в горенку, чтобы мы вместе порадовались Светлому Христову Воскресению. Я к праздникуприбралась чисто в своей горенке, накрыла на стол, в красный угол поставила праздничные иконы.

— Ребята, а вы знаете, что обозначает слово пасха?

Пасха — самый главный праздник для православных христиан.

Слово пасха — обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.

Пасха — праздник весенний. Длится он неделю. Сроки его проведения каждый год вычисляют заново, по лунному календарю.

-В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди принимали гостей, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято обмениваться пасхальными яйцами, сделанными из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости, дерева и др. Такие яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца.

(Звучит перезвон колоколов в записи, рассматриваются иллюстрации, картины, коллекций пасхальных яиц на экране.)

Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды. В праздничный день шли всей семьей в церковь, а потом кто-то у себя принимал гостей, кто-то в гости шел. Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!».

В пасхальную ночь все шли в церковь, дома оставались только малые дети да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход — обход церкви с крестом и иконами.

— Как вы думаете, для чего люди ходят в церковь и носят да еду?

В наши дни сохранился обычай на Пасху печь и освящать куличи.

Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо- символ Пасхи. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь от болезней, сбережение урожая от града.

Праздничный стол был уставлен куличами, всевозможными кушаньями. Каждый, кто приходил в дом, должен былнакормлен, напоен, обогрет.

-В день Пасхи верующие люди при встрече, по обычаю должны трижды поцеловать друг друга. При этом одни произносят слова: «Христос воскрес», а другие отвечают: «Воистину! воскрес».

— Как отмечают люди Пасху?(На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога.Все это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы.)

Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые — Для того чтобы яйца на праздничном столе выглядели к сиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в нее пшеничные или овсяные зерна и ежедневно поливали.

К Пасхе поверхность земли покрывалась нежной зеленой травкой, и уложенные в нее цветные яйца очень красиво смотрелись.

— Мы с вами тоже вырастили зерна пшеницы , зелень которых станет тоже украшением для наших яиц.

Яиц надо было заготовить много: для подарков родни и друзьям, для веселых игр.

— А теперь я расскажу о самых простых способах окраски яиц в домашних условиях. Для этого можно использоватьнебольшие лоскутки линяющей материи или полоски цветной бумаги. В них заворачивают яйцо, затем оборачивают сверху кусочком льняной ткани; кладут яйцо в воду и, доведя до кипения, варят минут пятнадцать. Затем, как обычно, заливают яйца холодной водой. Для получения разных оттенков желто- коричневого цвета используют шелуху лука. Раскрашивают яйца и акварельными красками. Для большей красоты и блеска, после того как яйца обсохнут, их протирают тряпочкой, смоченной в растительном масле. (Сопровождается показом).

3.Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготовленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «писанки», «крашенки».

-А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры. Например, катали с горки: чье укатится дальше, тот выиграл и забирает себе все яйца. А еще клали яйцо в ложку и, держа ее перед собой, бегали наперегонки. Победил тот, кто удержал яйцо в ложке, не уронил его.

Я предлагаю вам поиграть в эти старинные игры.

4.Игры детей.

Была, например, популярна такая игра.

Делалась горка, под ней ровная площадка, на которой раскладывались разные мелкие игрушки. Каждый мог скатить то горке свое яйцо, и если оно задевало какую-либо игрушку, они ее получали в подарок. Любили «чокаться» яйцами: стукать любым концом своего яйца о яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо выдержало удар и не треснуло.

Кроме крашеных яиц, куличей и пасхи на Руси к празднику пекли очень вкусные булочки — «жаворонки». Для этого замешивали в теплой воде с дрожжами муку, добавляли сахар, постное масло. Когда тесто поднималось, его резали на полоски, каждую раскатывали, чтобы получился маленький валик. Валикизавертывались узлом, одному концу придавалась форма головки с клювиком, а другой подрезался ножом, чтобы получился птичий хвостик. Вставляли две изюминки — глазки, затем булочка посыпалась сахаром и ставилась печься.

5.Рассматривание рисунков-образцов.

«Жаворонков» мы испечем с вами вечером для своих близких, а сейчас я предлагаю вам разрисовать или яйца сваренные, или выточенные из дерева, или просто их бумажные силуэты Выбирайте себе любые.

6. Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию.



Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки.)Прилетели птицы, радостью блистая:

Светлая седмица, праздничная стая!

Прилетели прямо со двора Господня

Проводить из храма крестный ход сегодня.

А у нас куличик — золотая корка!

Крашеных яичек на подносе горка!

Молоко в крынке! Пир как в сказке!

В доме ни пылинки — убирались к Пасхе,

Хорошо нам вместе! И обед наш весел.

-Христос воскресе!

— Воистину воскресе!


Умели на Руси потешить друг друга веселыми разговорами и перекинуться метким словом, посмешить.

Наши ребята знают много веселых потешек.


Дети разыгрывают веселые сценки, потешки, докучные сказки. Затем мальчикам предлагается пригласить девочек на танец. Исполняются парные пляски по желанию детей.

 

 

Обсуждение закрыто.