Конспект НОД по экологии для детей старшей группы «Волшебница – вода»
Воспитатель разновозрастной группы №2 (старшая)
Шарафан Ольга Григорьевна
Цель: Выявление умений и знаний детей о свойствах воды.
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
- Дать детям первые представления о круговороте воды в природе.
- Показать, где, в каком виде существует вода.
- Рассказать о разнообразии состояний воды.
- Научить детей экономно использовать воду и беречь её.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать дружеские взаимодействия между детьми, привычку заниматься сообща.
- Воспитывать интерес к экологическим занятиям.
- Способствовать формированию целостной картины мира посредствам художественной литературы.
Стаканчики с водой, молоком, соком, трубочки, ложки (на каждого ребенка).
Методические приемы:
Игровой : (п/и «Ходят капельки по кругу»).
Наглядный: (использование иллюстрации).
Словесный: (напоминание указания, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Использование здоровье сберегающих технологий; физ. Минутка.
Словарная работа:
Обогатить словарный запас детей (составляют ручейки, соединяются, испарилась вода).
Предварительная работа с детьми:
Наблюдение на прогулках, загадывание загадок о воде, прослушивание аудио записи «шум дождя» чтение книги М. Д. Перина «Живая вода».
Воспитатель: Дети, я вам прочитаю стихотворение Н. Рыжовой, послушайте:
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, где и какую сегодня вы видели воду?
Дети: В группе, на улице.
Воспитатель: Дети для чего нужна вода, как мы её используем?
Дети: Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.
Воспитатель: Молодцы! Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
Дети: Из реки, из водонапорной башни.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Поэтому дети, к воде надо относиться бережно, не оставлять кран открытым.
Воспитатель: Ребята, что такое вода?
Дети: Вода – это жидкость.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте её рассмотрим. Подойдите к столу.
1 Опыт: «Вода прозрачная»
Воспитатель: Дети, на столе стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика я кладу ложечки. Ребята, в каком стакане ложка видна, а в каком нет?
Дети: В стакане с водой видна, а в стакане с молоком нет.
Воспитатель: Молодцы! Почему?
Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем, есть ли у неё вкус?
Дети: В стакане с водой видна, а в стакане с молоком нет.
Воспитатель: Молодцы! Почему?
Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем, есть ли у неё вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно! Попробуйте сок. Есть ли у него вкус?
Дети: Да есть, вкус сладкий, вкусный.
Воспитатель: Когда человек хочет пить, он с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её не чувствует.
2 Опыт: «Вода бывает холодной, теплой, горячей»
Воспитатель: Ребята, вода может быть теплой, холодной, горячей. Давайте опустим свои пальчики в теплую и холодную воду. В какой воде приятней находится пальчику?
Дети: В теплой воде.
Воспитатель: Горячая вода может нагреть предметы. Потрогайте ложку, которая стояла в горячей воде. Что с ней стало?
Дети: Горячая вода нагрела ложку, и она стала теплой.
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, в реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной. Если бы вы были рыбаками, какую бы воду вы выбрали?
Дети: Чистую, теплую.
Воспитатель: Хорошо. А в каком доме хорошо жить, в теплом, в холодном, или в горячем?
Дети: В теплом доме.
Воспитатель: Правильно. А теперь, ребята, давайте поиграем.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» (физ.минутка)
Воспитатель: Я мама — тучка, а вы – Капельки, и вам пора отправляться в путь . Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх, присевшие Капельки поднимаются, затем, вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
Воспитатель: Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались.
Воспитатель: Дети, мы с вами хорошо занимались. Вы все старались, были внимательными. Давайте, ещё раз перечислим свойства воды, о которых мы узнали из опытов.
Дети: Вода это – жидкость, у неё нет запаха, вкуса, вода может быть теплой, холодной, горячей. Вот почему воду называют волшебницей.
Воспитатель: Как мы можем беречь воду?
Дети: Не оставлять кран с водой открытым.
Воспитатель: Я вами очень довольна! Молодцы!