Вы просматриваете: Главная > Педагогические и методические мероприятия > Экскурсия в историко-краеведческий музей «Истоки» расположенный в МБОУ СОШ № 15 ст. Роговской

Экскурсия в историко-краеведческий музей «Истоки» расположенный в МБОУ СОШ № 15 ст. Роговской

Цель: Продолжать формировать знания детей об истории нашей станицы. Совершенствовать знания о предметах казачьего быта (название, назначение, материал). Воспитывать интерес к историческому наследию Кубани.

Словарная работа: плетень, камыш, серп, подкова, чугунки, рубель, утюг, хата и т.д.

Предварительная работа: оформление уголка казачьего быта в группе, чтение произведений о казачке Елене Чоба, рассматривание старинных фотографий.

Ход занятия:

В группе к детям приходит воспитатель в костюме казачки.


Воспитатель: Кубань моя широкая,

            Кубань моя раздольная,

            Трудами обновленная,

            Прекрасная земля.

            Весной как будто в инее,

            Гляди, не налюбуешься,

            Какая здесь краса.

Воспитатель: Ребята, как называется край, где мы живем?

Дети: Краснодарский, Кубань.

Воспитатель: А как называется то место, где мы живем?

Дети: Станица Роговская.

Воспитатель: Дети, вы уже много знаете о прошлом нашей станице Роговской. А называлась она так, потому что была основана казаками, принадлежавшими к Роговскому куреню. Куренем ведал куренной атаман.

У нас в группе есть музей, где собраны вещи старины далекой, казачьего быта. Но в нашей станице есть историко-краеведческий музей «истоки», где собраны интересные предметы, одежда казачьего быта и другие интересные находки.

Людмила Васильевна Дубова, хозяйка этого музея, пригласила нас в гости, и сейчас мы туда пойдем.

Дети вспоминают правила поведения на улице, в общественных местах. Во время пешеходной экскурсии воспитатель и дети называют улицы, по которым идут.

В музее детей встречает экскурсовод. Проводит беседу о том, кем заселена Кубань, откуда пришли казаки. Как они строили свои жилища, где были первые дома, как и зачем обрабатывалась земля. Ведет рассказ о реке Кирпили.

Экскурсовод: Ребята, а как называется наша река?

Дети: Кирпили.


Экскурсовод: Да, наша река всегда так называлась, и была она для всех кормилицей. Из камыша строили изгороди, они назывались «лиски», камышом крыли крыши хат, им же топили печки зимой и летом, камыш был и удочкой, и сооружением для ловли рыбы – вентырь


В хате была большая печь, на которую забирались малые ребята. За ней всегда следили, вовремя белили известкой, а пол был глиняный, и мазали его жидкой глиной, смешанной коровяком. А гладили одежду рубелем, а позже тяжелым утюгом, который нагревали в печи (экскурсовод показывает предметы).

А какие вы старинные предметы знаете?


Дети: серп, подкова, веретено, лавка, плетень, крынка, макитра.

Экскурсоводпоказывает на кирпич, который имеет округлую форму с печатью. На территории станицы Роговской был кирпичный завод, на котором выпускали полукруглый кирпич, специально для кладки колодцев. На кирпич ставили клеймо – печать.


Экскурсовод: Казаки – вольный народ и очень трудолюбивый. Умели казаки и отдыхать, пели казачьи песни. А кто из вас слышал, как поют старинные казачьи песни? (ответы детей)


Воспитатель: Ребята, вы сегодня много узнали о жизни казаков станичников, а малых ребят называли казачатами, и любили они очень играть в игры, ездить на лошадях, ловить рыбу, помогать взрослым.

В заключении воспитатель предлагает детям вспомнить о Кубани.

Ребенок: Ты красив и весел,

        Щедр ты по Кубански,

        Край хлебов и песен,

        Край наш Краснодарский,

        Все в цвету: хутора и станицы,

        Но не этим ты край наш красив.

        Настоящий пейзаж твой пшеница,

        Полевой ненаглядный разлив.

Обсуждение закрыто.