Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Снег и его свойства» (экспериментальная деятельность)
Воспитатель разновозрастной группы №1 (1-2 младшая-средняя)
Шарафан Ольга Григорьевна
Цель: помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; закрепить знания о свойствах снега; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Образовательные области;
«Социально-комуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской.
Оборудование: магнитная доска, снежинки из бумаги и на магнитах, таз со снегом, мешочек с крахмалом.
Словарная работа: снежинка, кристаллы, ледяной, водоем.
Ход занятия:
Раздается «хруст снега»
Воспитатель:
— Ребята, как вы думаете, что это за звук? (ответы детей)
— Наверное, кто-то к нам спешит. Кто бы это мог быть? (ответы детей)
— Я сейчас посмотрю (иду к двери)
— Ребята, никого нет, но возле двери что-то лежало. Попробуйте отгадать, а отгадку я вам покажу
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (снежинка)
— Посмотрите, какая она красивая (дети рассматривают)
— Ребята, а откуда появляется снег? Почему он идет? (ответы детей)
— Из всех водоемов — морей, океанов, рек испаряется вода. В виде пара крошечные невидимые частички воды поднимаются высоко в небо. Чем выше поднимаются частички, тем холоднее становится воздух. Пар охлаждается и превращается в маленькие печные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя снежинки, Я предлагаю вам тоже собрать снежинки.
(Дети собирают на ковре каждый свою снежинку)
— Посмотрите, все снежинки разные. Кто может прочитать стихотворение о снежинке?
— Что потом происходит со снежинками? (ответы детей)
— Правильно, снежинки собираются в тучки, и когда их становится очень много, им тесно — они тихо падают на землю. (Подходят к магнитной доске и выкладывают на нее снежинки)
— Сейчас мы с вами тоже превратимся в частички воды. (Дети изображают — присели, медленно встают, подняв руки вверх, затем тесно прижимаются друг к другу, расходятся, кружатся и медленно садятся).
— Иногда снежинки падают по одной,
— В какую погоду это бывает? (когда мороз)
— А иногда они падают хлопьями.
— Что значит хлопьями? (ответы детей).
— Когда на улице мороз — снежинки падают по одной, а когда оттепель — хлопьями — это когда снежинки соединяются по несколько штук вместе. Посмотрите как (соединить снежинки, которые дети сами собирали).
— Когда снежинок падает очень много, то на земле образуются сугробы.
— Посмотрите-ка, под нашей елочкой тоже намело сугроб (под елкой тазик со снегом).
— Какой снег? (холодный, белый), (дать потрогать).
— Какой снег бывает в морозную погоду?
— Из какого снега можно лепить?
— Что можно слепить из снега?
— Слепите снеговика (дети лепят).
— Почему не получился снеговик у Богдана
— Что произойдет со снеговиком через несколько минут?
— Почему?
— Возьмите немного снега в ладошки.
— Что произошло? Почему?
— Почему руки замерзли? Поэтому на прогулке мы играем со снегом в варежках.
(Пальчиковая игра)
Итог:
Сегодня мы узнали, что снег может быть сухим и влажным. Из влажного можно лепить, а из сухого нет. Снег в тепле тает и превращается в воду. Снег может идти хлопьями. Когда падает очень много снега — появляются сугробы.