«Наш дом – Земля»
Воспитатель старшей смешанной дошкольной группы
Шарафан Ольга Григорьевна
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. С этой целью в старшей дошкольной группе прошла тематическая неделя по теме «Наш дом — Земля», цель которой, обогатить представления детей о земле, как о земном шаре, об общем, большом доме. Над головой одна большая крыша — небо. Под ногами – один общий пол — земная поверхность. Одна на всех великанская лампа — Солнце. Общий водопровод — дождевые и снежные тучи. Все между собой взаимосвязано.
В процессе совместной деятельности с детьми, проводились беседы и игровые ситуации «Наш дом-Земля», «Чем богата Земля?», «Кто живёт на Земле?», «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей», направленные на формирование первоначальных представлений о планете Земля, о том, что она наш общий дом и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Дети с огромным интересом рассматривали глобус, сделали вывод, что земля похожа на мяч голубого цвета, закрепили правила поведения в природе и бережного отношения к ней.
На протяжении всей недели были проведены дидактические игры: «Дикие и домашние животные», «Животные рядом с нами», «Животные и птицы – это наши друзья»; словесные игры: «Узнай животное по описанию», «Кто что ест и как кричит?» во время которых дети с увлечением и интересом слушали, анализировали, рассказывали; играли в подвижные игры. .Во время художественной продуктивной деятельности, рисования «Появилось ярко – рыжее пятно: это солнце заглянуло к нам в окно», лепке «Наш дом Земля», дети развивали умение передавать свои чувства от общения с природой в своей работе.
Чтение художественной литературы: рассказов К. Ушинского «Утренние лучи» и Е. Чарушина «Что за зверь? » помогло познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.