Итоги работы МБДОУ д/с № 38 за 2013-2014 учебный год

В 2013-2014 учебном году дошкольное учреждение работало по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Творчески адаптируют парциальные программы:

  • Николаева С. «Юный эколог» — М., Мозаика – Синтез, 2010 г.;
  • Программа «Изобразительная деятельность в детском саду» «Цветные ладошки» А.М.Лыковой, 2007 г.;
  • И. Каплунова, И.Новоскольцева. Программа «Ладушки», 2010 г.

В течение года коллектив выполнял поставленные годовые задачи:

  1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников, повышая эффективность использования здоровьесберегающих технологий и развития основных физических качеств.
  2. Совершенствовать работу по художественно-эстетическому воспитанию, осуществляя дифференцированный подход к каждому ребенку при обучении техническим приемам работы с различными материалами.
  3. Углубить работу по взаимодействию с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей, используя разнообразную методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.

1.Способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников, повышая эффективность использования здоровьесберегающих технологий и развития основных физических качеств.

Анализируя работу по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников, следует отметить, что работа ведется во всех возрастных группах. Каждую неделю с детьми всех возрастных групп проводятся 3 занятия по физическому воспитанию (2 занятия в помещении, 1 занятия по прогулке), ежедневно проводятся утренняя гимнастика (в холодный период – в зале и группах, в теплый – на улице); после дневного сна проводится постепенное пробуждение с рядом закаливающих процедур. Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, необходимо комплексное использование всех средств физического воспитания. Это: физические упражнения, обеспечивающие оптимальный двигательный режим, закаливающие мероприятия, рациональный режим дня, полноценное питание, гигиена одежды и помещения, психологический комфорт. Как известно закаливание —это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. Закаливание приемлемо для любого человека, то есть им могут заниматься люди буквально всех возрастов независимо от степени физического развития. И особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости), ультрафиолетовым лучам. Детей, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад.

Закаливающие процедуры проводились воспитателями в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В течение года для закаливания детей использовались «Дорожки здоровья», ходьба по контрастным и мокрым дорожкам, обтирание сухой варежкой, психогимнастика, обширное умывание. Параллельно с закаливанием в МБДОУ проводились лечебно-профилактические мероприятия: профилактические прививки, поливитамины, смазывание носовой полости оксолиновой мазью. В начале и конце года измерялись антропометрические данные детей, которые показывают положительные результаты в их физиологическом развитии.

Правильно организованная и подготовленная прогулка является значительным фактором профилактики простудных заболеваний и закаливания детей. Наблюдение прогулок показало, что сборы детей проходят организованно, в соответствии с режимом. Обязанности воспитателя и помощника распределяются согласованно, поэтому дети выходят на прогулку постепенно, не допуская ожидания и перегрева. Детям младшей группы помогают все младшие воспитатели ДОУ, воспитатель при этом выходит с первыми детьми, остальные дети выходят по мере одевания. Аналогичная работа осуществляется и по окончании прогулок при раздевании: дети заходят постепенно, каждая возрастная группа в свое время. Вся одежда детей после прогулок просматривается и при необходимости просушивается, т.о. ко второй прогулке мокрой одежды у детей не бывает.

Просмотренные прогулки показали методически грамотное проведение всех структурных составляющих: так в младшей группе воспитатели Шарафан О.Г. и Давыдова О.М. постоянно регулировали двигательный режим детей, чередуя подвижные игры и упражнения.

В старшей группе воспитатели Литвиненко О.Ю. и Кизилова Е.Г., также, четко и грамотно проводят прогулки. На всех прогулках учитывали все требования к проведению и широко использовали разнообразный выносной материал для разных видов движения.

Целью медико-педагогического персонала было, добиться качественного выполнения закаливающих процедур и оздоровительных мероприятий.

Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей. Сравнительный анализ показал, что в ДОУ количество детей с 1 группой здоровья, по сравнению с предыдущим годом остается прежним, однако увеличилось количество детей с 2 и 3 группой здоровья. Это объясняется рядом объективных и субъективных причин:

-неблагоприятная экологическая обстановка;

-увеличение количества детей, рождающихся с врожденными заболеваниями.

Анализ групп здоровья

Распределение по группам здоровья

2013 г.

2014г.

1 группа

15

13

2 группа

51

60

3 группа

1

12

4 группа

0

0


Что говорит о необходимости постоянной и планомерной работы по сохранению и укреплению здоровья детей путем включения в программу задачи по физическому развитию и укреплению здоровья детей.

Для анализа выполнения задач по физическому воспитанию детей в ДОУ проводится два раза в год диагностическое обследование дошкольников. По результатам диагностического обследования наблюдается положительная динамика в физическом развитии дошкольников:

Учебный год

(конец года)

Физическое развитие

высокий

средний

низкий

2011-2012г

28%

52%

20%

2012-2013 г

43%

49%

8%

2013-2014 г

52%

46%

2%


 

В целях охраны и укрепления здоровья дошкольников, совершенствования их физического развития, а также формирования у педагогов, родителей и воспитанников детского сада привычки к здоровому образу жизни, в октябре 2013г. проводился спортивный праздник «В гостях у Буратино», в январе тематическая неделя «В здоровом теле — здоровый дух», в феврале спортивный праздник «Папа, мама, я – Олимпийская семья», так-же в феврале, в честь проведения в России XXII Зимних Олимпийских игр были проведены спортивные мероприятия – «Здоровые дети, в здоровой семье!», «Россия-вперед!», «Путешествие в страну зимних Олимпийских игр», «Быстрее, выше, сильнее», «Все невозможное – возможно» мероприятие посвященное XI Паралимпийским зимним играм в Сочи 2014г. и др. Ежемесячно в каждой возрастной группе проводились физкультурные развлечения:

«Солнечные зайчики», « Быстрые и ловкие», «Физкульт-Ура», « Малыши-крепыши», «Дорожка здоровья», «На севере», «Зимние забавы», «Ах, как весело зимой!»,«Зимняя олимпиада», «В гостях у Маши и медведя», «Русские народные подвижные игры», «Цирковое представление», «В гостях у Айболита», «Бегай , прыгай, детвора».

А так же с целью трансляции и обмена опытом в апреле была оформлена методическая разработка на тему «Нестандартное физкультурное оборудование для работы с детьми дошкольного возраста». Данное пособие участвовало в интернет-конкурсе на Международном портале «Планета детства».

Анализ заболеваемости

Показатели

2013 г.

2014г.

Число детей посещающих детский сад

7973

8753

Заболеваемость в дето днях на 1 ребенка

0,8%

0,6%

Простудная заболеваемость

45%

39%

Часто болеющие дети

13%

15%

Дети с хроническими заболеваниями

Исходя из представленных данных, можно отметить, что количество детей в каждой группе колеблется. Профилактические медицинские осмотры проводились в течение года в соответствии с действующими нормативными документами и предусматривали доврачебный, врачебно-педагогический и специализированный этапы: ежегодный педиатрический осмотр, а так же осмотр другими детскими специалистами по показаниям.

Что говорит о необходимости постоянной и планомерной работы по сохранению и укреплению здоровья детей путем включения в программу задачи по физическому развитию и укреплению здоровья детей.

В группах оснащены материалами и оборудованием физкультурные уголки: традиционное оборудование — модули, дорожки здоровья, мячи, кегли, мешочки с песком, обручи и многое другое, нетрадиционное оборудование – «Тарелочки-шуршалочки», «Гусеница», «Осьминог», «Гантели», «Веселые погремушки», «Дорожки здоровья» и др. На участках – спортивное оборудование, дорожки здоровья, оборудования для спортивных и подвижных игр. В ДОУ был проведен смотр-конкурс выносного материала на ЛОП, к которому все педагоги приняли активное участие и подготовили разнообразное физкультурное оборудование для детей, оборудование было представлено традиционное и нетрадиционное (изготовленное педагогами самостоятельно). На территории детского сада имеется спортивная площадка на которой имеется все необходимое для двигательной активности дошкольников: турники, кольцеброс, дорожка с песком, лабиринты (для ходибы», футбольные ворота, сетка для игры в волейбол и др.. Специализированные помещения: медицинский кабинет, изолятор.

Анализ процесса адаптации детей раннего возраста:

В подгруппу раннего возраста принято 16 человека.

— легкая степень адаптации у 8 детей

— средняя степень – 5 детей

— тяжелая степень – 3 детей

Сотрудники ДОУ создают условия для нормального протекания периода адаптации детей к условиям детского сада. В детском саду создана атмосфера тепла, уюта и благожелательности. Это снимает тревогу волнение и страхи, что немаловажно для здоровья ребенка в адаптационный период. Однако в ДОУ имеются дети с тяжелой степенью адаптации. Причиной тяжелой адаптации у детей стало: несоблюдение режимных моментов, состояние здоровья, степень закаленности, личностных особенностей малышей, а так-же уровня тревожности и личностных особенностей родителей, снижение аппетита, подавленное состояние в течение долгого времени, частые пропуски детского сада.

Администрацией ДОУ в течение года осуществлялся контроль, за выполнением натуральных норм питания, раздачей пищи на подгруппах, хранением продуктов в кладовой, режимом работы пищеблока.

Анализ выполнения натуральных норм по основным продуктам в 2013-2014 году составил 95-98 %.

Выводы: Проанализировав организацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми и результаты заболеваемости детей можно сделать вывод о недостаточной эффективности системы оздоровления детей, использования здоровьесберегающих технологий и профилактических мер по предупреждению заболеваемости в ДОУ. Именно поэтому задачу оздоровления и физического развития воспитанников необходимо использовать и в новом учебном году.

Пути решения Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» .

— Реализация комплексного плана оздоровительных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей.

-Внесение изменений и дополнений в систему оздоровительной работы в МБДОУ.

-Пополнение пакета методических рекомендаций и картотеки по нетрадиционным методам оздоровления и здоровьесберегающим технологиям.

-Активизация форм работы с родителями по пропаганде закаливания и оздоровления детей.

2.Совершенствовать работу по художественно-эстетическому воспитанию, осуществляя дифференцированный подход к каждому ребенку при обучении техническим приемам работы с различными материалами.

Анализируя художественно-эстетическое развитие детей, следует отметить, что растет уровень профессионального мастерства педагогов, заинтересованностью воспитателей данным разделом работы, наличием большого количества высокохудожественного материала по этой теме. Также в этом учебном году были обновлены и дополнены уголки по изодеятельности, которые предоставляют широкие возможности самостоятельной деятельности, имеют многофункциональное наполнение. Диагностика показывает выполнение программы по художественно-эстетическому воспитанию —84%. Анализ работы коллектива по данному разделу показал высокий уровень. Этот раздел дается коллективу легко, так как воспитателям интересно наблюдать за формированием духовного мира ребенка путем приобщения к различным видам искусства и пробуждению у детей эмоционально – творческого начала. Хорошо владея кистью, грамотно выбирая методы и способы, педагоги учили детей понимать язык изобразительного искусства, успешно формировать эмоционально – положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве, а также отрицательному и негативному.

Анализ детской деятельности показал, что воспитатели всех возрастных групп как к фактору эстетического воспитания и развитию творческой активности детей и приобщению семьи к русской культуре относятся серьезно и ведут эту работу ежедневно.

В октябре месяце был проведен фольклорный праздник «Осенняя ярмарка – дары осени». В апреле была проведена театральная неделя. В марте – встреча с «Широкой Масленицей».

В детский сад систематично приглашаются артисты театра и цирка.

К 9 мая была подготовлена концертная программа посещенная ветеранам ВОВ посвященная Дню победы «Вы памяти достойны».

Повысился уровень проведения театрализованных и развлекательных мероприятий в ДОУ. Дети стали раскрепощенными, активно проявляют свои творческие умения и способности.

Умственное воспитание.

В течение года воспитатели вели работу по сенсорному развитию детей в разных видах деятельности, обогащали опыт детей новыми способами обследования предметов, совершенствовали восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). А также обогащали чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Дети научились элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). У некоторых детей развито чувство любознательности.

Дети научились количественному счету, называют числа по порядку, указывая на предметы, правильно пользуются количественными и порядковыми числительными; сравнивают две группы предметов имеют представление о равенстве — неравенстве.

Научились пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «сколько?», «который?» («какой по счету?»).

Дети знают о том, что результат счета не зависит от расположения предметов, а также от направления счета (справа налево, слева направо, с середины, от любого предмета), что отдельные предметы (лист бумаги, ленту, геометрическую фигуру и т. д.) можно разделить на несколько равных частей (две, четыре).

Воспитанники научились сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов, дети старшего дошкольного возраста могутопределять на глаз величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже) образца и равные ему.

Дети научились различать геометрические фигуры, узнавать их форму в предметах ближайшего окружения: потолок прямоугольный, крышка стола квадратная, поднос овальный и т.д.,могут группировать геометрические фигуры по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине.Также дети научились ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом. Ребята старшего дошкольного возраста научились ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине), ориентируются по плану, схеме. Ориентируются во времени — последовательно называют дни недели (какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра).

Дети старшего возраста проявляют устойчивый интерес к природным объектам. С удовольствием готовятся (атрибуты, декорации) к праздникам в МБДОУ. Знают много русских народных игр, фольклорного материала, активно применяют в самостоятельной деятельности, любят и знают много хороводов, народных плясок. Традиционные встречи с ветеранами войн, труда — для детей долгожданны, дети готовят своими руками сувениры для ветеранов в народном стиле.

Благодаря активной и целенаправленной работе педагоги добиваются хороших результатов.
Дети раннего возраста строят речь из простых фраз, В общении между детьми используются Отдельные, не выстроенные во фразы слова. Дети понимают и выполняют поручения взрослого.
Дети младшего дошкольного возраста способны наладить с помощью речи взаимодействие со взрослыми и сверстниками, строят развернутые предложения. К концу 5-го года жизни различают понятия «слово», «звук». Умеют пересказать короткие тексты (чаще сказки) чтение стихов невыразительно, речь монотонна. Словарный запас недостаточен. Плохо развита звуковая сторона речи. Слабые навыки рассказывания по картине, творческого рассказа.
В старшем дошкольном возрасте: речью обладают достаточно хорошо, свободно общаются с близкими сверстниками. Соблюдают культуру общения (не все). Проявляют интерес к событиям, происходящим вокруг. Монологическая речь развита слабее диалогической. Лучше придумывают рассказы из личного опыта (но темы часто перекликаются с телевизионными передачами). Дети стремятся говорить грамматически правильно, исправляют ошибки, если заметили их самостоятельно, указывают на них товарищам.
На протяжении учебного года педагоги старшей, подготовительной групп учили детей слышать звуки родной речи, различать гласные, согласные, сравнивать слова по звучанию, делить на слоги, строить модели слов и предложений. Дети приобрели определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка: заложен фундамент будущей грамотности.


Результаты диагностики усвоения программного материала на конец 2013-2014 учебного года

Раздел программы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Развитие речи

13%

59%

30%

ФЭМП

34%

48%

17%

Ребенок и окружающий мир

29%

64%

10%


Игровая деятельность.
Как известно, игра – ведущая деятельность, занимает значительное место и является важным фактором психологического развития и становления самопознания. В течение года проводились экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Дети активно участвовали в разнообразных дидактических, досуговых и народных играх, организуемых воспитателем. Дошкольники уже достаточно хорошо организовывают самостоятельные сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
В младшей группе воспитатели Шарафан О.Г., Давыдова О.М. формировали умение детей осуществлять игровые действия с сюжетными игрушками и предметами – заместителями, развертывать цепочку из нескольких связанных по смыслу действий. 
В старшем возрасте игры более организованы и оформлены. Дети черпают замысел игры не только из повседневной жизни, но и из сказок, рассказов. 

Трудовое воспитание детей. Программа по разделу реализована на высоком уровне. Содержание работы с детьми по данной области было направлено на достижение цели формирования у детей положительного отношения к труду через ознакомление с трудом взрослых и через непосредственное участие их в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивалась роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальная значимость, формировалось уважительное отношение к людям труда. 
В разных видах трудовой деятельности – самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и уголке природы – дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями труда, что способствует умственному и физическому развитию дошкольников: развивается мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз.
В работе воспитатели использовали методы и приемы трудового воспитания: объяснение и показ способов выполнения трудовых действий, приемов использования материалов и орудий; игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, потешек, песен.

Воспитанники добросовестно выполняют поручения и обязанности дежурных, значительно повысился уровень у детей младшей группы по формированию навыков самообслуживания. Однако в средней и старшей группе есть и недостаток – замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Воспитатели старшей группы Литвиненко О.Ю., Кизилова Е.Г. приучают детей обращать внимание на свой внешний вид и вид товарищей, проводят работу с родителями, так как отсутствует единый подход в воспитании детей в условиях детского сада и семьи.

Социально — нравственное развитие. Усилия всего педагогического коллектива были направлены на организацию жизни детей так, чтобы у них неуклонно накапливался положительный опыт позитивных чувств, поступков и взаимоотношений. Воспитатели знакомили детей в привлекательной форме с правами и обязанностями детей, с «Всеобщей декларацией прав человека». Основой всей работы социально-нравственного воспитания является, прежде всего, доброжелательное отношение воспитателя к каждому ребенку, умение поддерживать в каждой группе спокойную и жизнерадостную обстановку.
Все это побуждает детей проявлять активный познавательный интерес к миру, своему будущему, к своему окружению, способствует усвоению детьми общественных норм и правил поведения, развитию у детей чувство, ответственности.
Организуя работу по расширению области социально-нравственных ориентации и чувств, педагоги добились следующих результатов:
• обогащены представления детей о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;
• дети активно проявляют эмоциональную отзывчивость: жалеют обиженного, умеют утешать, прощать, разделить переживания;
• дошкольники осваивают культуру общения со взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах;
• углубились детские представления о родственных отношениях;
• развились умение элементарного контроля и саморегуляции своих действий;
• углубились детские представления о себе, о своем организме, о своих личностных качествах.
Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию всестороннего развитого ребенка — вот главные аспекты работы педагогов с детьми в прошедшем учебном году. Дошкольники, посещающие детский сад, успешно освоили программу и показывают достаточно высокие результаты при диагностике.

Анализ уровня готовности детей к обучению в школе.
Всего выпускников в 2013-2014 учебном году 12 человек. Из них ребят с высоким уровнем психических процессов и усвоения программы 67%; 33% — со средним, с низким – 0%. У детей неплохо развита моторика, они хорошо ориентируются на листе бумаги. При подготовке детей к школе педагоги Литвиненко О.Ю., Кизилова Е.Г., целенаправленно формировали такие учебные умения, как умение самостоятельно ставить и решать задачи, видеть перед собой цель и способы приближения к ней, выполнять упражнения, контролировать верность решения. Анализ данных диагностики показывает, что детский сад добился качественной реализации «Программы обучения и воспитания под редакцией М.А.Васильевой», что обеспечит детям бесстрессовую адаптацию и обучение в первом классе.

Создание предметно-развивающей среды — это творчество воспитателя, показатель его работы в группе. Педагоги добиваются организации такой развивающей среды, которая позволяла бы каждому ребенку найти себе занятие по душе, поверить в свои силы, научиться взаимодействовать с окружающими. Воспитатели заботились о том, чтобы предметно-развивающая среда обеспечивала реализацию потребности каждого ребенка в активной и разнообразной деятельности. Для всего коллектива одной из основных задач была: обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и художественную деятельность. На начало учебного года наиболее эстетично и современно были оформлены игровые комнаты во всех группах детского сада. В младшей группе была приобретена новая мебель. Педагоги группы рационально и целесообразно продумали расстановку мебели с выделением зон и уголков (воспитатели: Шарафан О.Г., Давыдова О.М.). В течение учебного года активно пополняли, изготавливая своими руками пособия, дидактический материал, зоны театрализации, игровой зоны развивающего обучения, формированию этического поведения дошкольников, уголка по нравственно – патриотическому воспитанию и уголка безопасности. В старшей группе педагоги Литвиненко О.Ю. и Кизилова Е.Г. совместно с родителями внесли большой вклад в пополнение развивающей среды группы, изготовив очень много макетов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения, что вызывало у детей активность, интерес и способствовало обогащению содержания игровой деятельности.

Анализ работы с родителями. В текущем году
дошкольным учреждением использовались интересные формы сотрудничества с семьями воспитанников.

• выставки художественно — изобразительного творчества детей,
• конкурсы совместно с родителями и детьми («Наливное яблочко», «Лучшая рождественская игрушка», Мастер-классах «Нетрадиционные техники изображения в художественном творчестве», «Игры для развития мелкой моторики»)
• концерты
• спортивные праздники (« Папа, мама, я -Спортивная семья», «А ну-ка, парни», «Быстрые и ловкие», «Зимние забавы»)
• консультации;
• общие собрания (создание единого образовательного пространства через педагогическое сотрудничество детского сада, семьи, и школы. Создание партнерских отношений с детьми в процессе развивающего обучения. Отслеживание соответствия учебы детей с их педагогическим прогнозом ДОУ. Итоги совместной работы);
• социологические исследования (анализ семей по социальным группам, анкетирование, анализ учебно-воспитательной работы, по организации питания, о потребностях детей, о взаимодействии воспитателей и детей)

• посещение проблемных семей на дому,
• Дни открытых дверей (День здоровья, День знаний, День рождения детского сада),

•Анкетирование родителей(«Давайте познакомимся», «Ваши отношения с детьми», «Анкета какие вы родители », « Удовлетворённость детским садом»);

•Мастер — классы, на которых большое внимание уделялось вопросам закаливания детей, развития двигательной активности дошкольников, придавалось большое значение дидактическим и сюжетным играм, художественному развитию детей, подготовке детей к школьному обучению и др.: «Знакомьте ребёнка с природой родного края», «Портрет будущего первоклассника», «Формирование у детей интереса к русской семейной традиционной культуре», «О детском травматизме», «Психологическая готовность родителей и детей к школе», «Второй ребёнок в семье: возможные проблемы и пути их решения», «Педагоги и родители – творческий тандем», «Подготовка к школе».

Соприкоснуться с миром семьи ребенка педагогам позволили такие формы презентации семейного педагогического опыта, как создание семейного фотоальбома, генеалогического древа.

Для того чтобы родителям, в свою очередь, открылся мир жизни группы, мир характеров, интересов и отношений, которыми пронизана жизнь их малыша вне дома, в детском саду организовались целевые посещения родителей, связанные с выполнением конкретной педагогической задачи: наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, ознакомлением с режимом жизни детского сада. Такое погружение» и жизнь группы предоставило возможность родителю увидеть любопытные особенности в поведении ребенка в обстановке, отличной от домашней. Подобные наблюдения помогают дать объективную оценку методам семейного воспитания.

День открытых дверей – мероприятие, которое позволяет родителям получить информацию об условиях содержания детей в детском саду, организации режима, питания. Воспитатели получили практический опыт по взаимодействию с родителями в данной форме, а родители узнали много интересного об организации жизнедеятельности детей в нашем детском саду в целом и об особенностях воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в каждой группе в частности, познакомились с коллективом ДОУ. Проведена экскурсия по ДОУ, посещение выставок детских коллективных работ по изодеятельности «Мы рисуем», совместного творчества с родителями «Наше творчество» (поделки из природного, бросового материалов).Родители получили консультативную помощь и практические знания об играх детей раннего возраста, о необходимых условиях для успешной адаптации детей к детскому саду, подготовки детей к школе.

Проведение Дня открытых дверей благотворно повлияло на уверенность родителей в том, что ребенку необходимо посещать детский сад, а также родители получили огромное удовлетворение от общения с педагогическим коллективом нашего ДОУ.

Проведенная работа по взаимодействию с семьями воспитанников позволила улучшить организацию педагогического процесса в ДОУ и реализовать поставленные выше задачи, а также вызвала большой интерес у родителей к проблемам детского сада.

Работу по взаимодействию с семьями начинает с проблемно-ориентированного анализа, в результате чего создан банк данных о семьях воспитанников

младшая

старшая

    Всего     

39

46

Семьи, отрицательно, влияющие на воспитание детей

0

0

Семьи, имеющие педагогически запущенных детей

0

0

Семьи без отца

6

8

Семьи без матери

0

1

Семья по составу

Однопоколенная

18

31

Двупоколенная

21

15

Рабочие, колхозники

31

41

Служащие

8

5

Сложные жизненные ситуации

0

0

 

В целом для основного контингента родителей характерны: средний уровень жизни и доходов, высокие требованиями к образованию, большое желание дать ребенку хорошее образование.

Большое внимание в ДОУ уделяется изучению образовательных потребностей родителей. Исходя из имеющихся данных, можно уверенно заявить, что перечень образовательных услуг, предлагаемый нашим детским садом, соответствует запросам родителей.

Результаты анкетирования по проблеме удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ свидетельствуют о следующем:

  • 96% родителей считают, что воспитатели обеспечивают ребенку всестороннее развитие способностей, качественную подготовку к школе и укрепляют здоровье (4% родителей считают, что эти запросы удовлетворяются в ДОУ частично);

 

  • 95% родителей признают авторитет воспитателя, прислушиваются к его мнению и реализуют его советы в воспитании ребенка (5% родителей не считают мнение и позицию воспитателя авторитетной);
  • 98% родителей считают, что воспитатель уважительно относится к ребенку (только 2% сомневаются в этом);

Таким образом, полученные результаты показали, что контингент родителей однороден, имеют одинаковые цели и ценности.

На основе полученных результатов мы выявили, что актуальные для нас проблемы — повышение требований к детям, налаживание взаимоотношений с детьми и родителями — успешно решены. Однако остается проблемой привлечение родителей к участию в образовательном процессе. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании необходимых, для этого, условий, для этого надо углубить работу по разработке разнообразных памяток и методических рекомендаций, проводить работу с родителями в нетрадиционной форме – (Круглые столы, мастер классы, творческие гостиные, клуб молодой семьи и т.д.)

Подводя итоги проделанной работе, можно сказать, что успех в воспитательном процессе во многом зависит от единства действий родителей и воспитателей.

Анализ методической работы. Методическая работа в ДОУ была направлена на повышение профессионального мастерства педагогов. Систематически проводились занятия семинара — практикума, деловые игры, дискуссии, открытые занятия, мастер-классы, творческие мастерские. Работа в данном контексте способствовала повышению качества воспитательно – образовательного процесса в ДОУ по основным направлениям программы. В течении учебного года для педагогов действовал постоянный семинар по новым Федеральным Государственным стандартам образования. Педагогический совет участвовал в разработке новой образовательной программы, воспитатели знакомились с новыми стандартами образования и основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», разрабатывался алгоритм ведения работы и написания планов. А также подробное изучение новых САНПинов. Результатом данной работы стало пробное тематическое понедельное планирование работы на летний период работы.

Смотр-конкурс «Готовности групп к ному учебному году» позволил всем педагогам проявить творчество, инициативу в создании предметно — развивающей среды.

Повышению активности педагогов во всех мероприятиях, интересу к разным видам педагогической деятельности способствовали недели педагогического мастерства, в которых приняли участие все педагоги ДОУ.

В детском саду ведется работа по повышению качества работы воспитателей в области информационных технологий. Педагоги участвуют в интернет конкурсах, распространяют материалы педагогического опыта на различных образовательных сайтах. С 2014 года воспитатели осваивают работу с мультимедийным оборудованием, создают презентации для работы с детьми и их родителями. В целях повышения информационной компетентности педагогов были созданы индивидуальные страницы на сайтах для распространения опыта и общения в сети интернет с педагогами всей страны.

Методический кабинет пополнен иллюстративным и методическим материал по патриотическому воспитанию, физкультурно-оздоровительной работе, основам безопасности дошкольников. Приобретена методическая литература по разным направлениям развития детей. Частично приобретена методическая литература в соответствии ФГОС ДО.

Ознакомление педагогических работников с новыми направлениями в развитии дошкольного, начального, общего образования, новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы осуществлялось на педагогических советах, семинарах, консультациях, методических объединениях.

Работа по темам самообразования осуществлялась в соответствии с планами, о выполнении которых педагоги отчитывались на заседаниях педагогических советов.

Посещение методических объединений в районе- 95% .

Оказание практической помощи педагогическим работникам осуществлялось в соответствии с результатами диагностирования и внутриучрежденческого контроля.

В 2013 – 2014 г. все педагогические работники прошли курсы повышения квалификации по введению ФГОС ДО в ГАПОУ Краснодарского края «Ленинградсткий социально-педагогический колледж».

Функционирование коллектива в режиме постоянного поиска нового и интересного в работе с детьми побуждает к совершенствованию методической службы и подбору наиболее эффективных форм и методов повышения профессиональной компетентности педагогов. Старший воспитатель в работе с коллективом отдаёт предпочтение активным формам методической работы: деловым играм, мастер – классам, брифингам, педагогическим тренингам, творческим гостиным, предпрактикумам, привлекая педагогов, к поиску таких методов общения. Методическая работа позволила сделать процесс более демократичным. Диагностика педагогического мастерства показала, что 75 % педагогов имеют достаточный опыт работы с детьми и могут поделиться с коллегами. В дошкольном учреждении осуществляется механизм прогнозирования и планирования деятельности с учётом зон ближайшего и перспективного развития. Регулярно разрабатываются годовой, перспективный и календарный планы работы с детьми, учреждения в целом. Четкому выполнению запланированных мероприятий способствуют регулярный анализ и отчёты ответственных исполнителей на совещаниях при заведующем, родительском комитете, совещаниях по технике безопасности и др. Главным условием результативной работы являются компетентность и исполнительность.

В 2013-2014 учебном году были проведены пять педагогических советов:

первый – установочный;

второй — посвященный Использованию эффективной и разнообразной методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей

третий – посвященный работе ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

четвертый – посвященный развитию творчества у детей дошкольного возраста;

пятый – итоговый, организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

В учебном году также было проведено 2 мастер-класса, 1 семинар-практикум, 7 консультаций по темам годового плана.

Неотъемлемой частью управленческой деятельности в дошкольном учреждении является контрольно-диагностическая функция. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений. В целях глубокого анализа, объективной оценки и конкретных рекомендаций в детском саду разработаны различные формы анализа и самоанализа занятий, определены оценочные критерии. Эффективность контроля обеспечивается гласностью, открытостью и демократичностью. Этому способствует разработанный ежемесячный график контроля, который располагается в информационном уголке методического кабинета, здесь же каждый педагог может познакомиться с результатами и рекомендациями проверяющего. В детском саду ежегодно проводится тематические и комплексные проверки. Уже традицией стало комплексное изучение организации учебно-воспитательного процесса в старших группах, в этот период проверяется уровень подготовки дошкольников к школе. В дошкольном учреждении создана образовательная программа, которая регламентирует его деятельность; разработаны сетка занятий, учебный план, режим дня на текущий учебный год.

В педагогическом коллективе создана благоприятная атмосфера для саморазвития, самосовершенствования педагогов.


Достижения образовательного учреждения. Решая задачи учебного года, педагогический коллектив МБДОУ д/с № 38 добился определенных результатов.

Во-первых, совершенствовался воспитательно-образовательный процесс, направленный на осуществление развивающего влияния на личность ребенка, ведь только происходящие изменения в личности ребенка свидетельствуют об его эффективности. Активно велась работа по созданию развивающей среды, атмосферы эмоционального благополучия и комфорта при построении воспитательно-образовательного процесса.
Во-вторых, сравнительный анализ усвоения детьми программных требований показывает стабильность и позитивную динамику по всем линиям развития.
В-третьих, отмечается развитие собственных способностей к педагогическому творчеству у воспитателей, эффективно ведущих комплексный учет фактов, влияющих на усвоение необходимых навыков и проектирующих способы своего поведения в различных ситуациях. Участие педагогов в муниципальных конкурсах: «Осенний калейдоскоп» — Давыдова О.М., «Россия вперед» — Семаева В.С., «Конкурс детско-родительских проектов» — Кизилова Е.Г., «Мой лучший урок» Литвиненко О.Ю, конкурс методических разработок посвященных дню матери – Шарафан О.Г., Кизилова Е.Г., участие в интернет-конкурсах «Лучшая методическая разработка» (Семаева В.С., Литвиненко О.Ю., Шарафан О.Г., Давыдова О.М., Киилова Е.Г.), «Лучший конспект занятия» (Шарафан О.Г., Давыдова О.М.) на международном русскоязычном социальном образовательном интернет-проекте «МААМ.RU».    Информация о детском саде регулярно обновляется на сайте МБДОУ, личных сайтах педагогов.

В-пятых, воспитанники МБДОУ д/с № 38 являются постоянными участниками и победителями конкурсов, проводимых в ДОУ. Ежегодно детские рисунки, поделки представляются на городских выставках и экспозициях. Так же воспитанники ДОУ принимают активное участие в интернет-конкурсах. Свои физические качества, двигательные способности дошкольники представляют на физкультурных праздниках и семейных соревнованиях «Мама, папа и я — спортивная семья».

Итоги диагностики детей, повышение квалификации и аттестации педагогов МДОУ показали, что в целом результаты работы за 2013-2014 учебный год хорошие. Основные направления этого учебного года являются выполненными.

Однако исследование и анализ работы за 2013-2014 учебный год выявили некоторые недостатки и просчеты:
• отсутствие четкой тенденции к снижению заболеваемости воспитанников ДОУ;
• остаются нерешенными отдельные вопросы индивидуализации процесса обучения.

На основе вышеизложенного анализа работы педагогическим коллективом намечены следующие годовые задачи на 2014-2015 учебный год:

  • Совершенствовать систему оздоровительной работы, продолжить работу по формированию единого оздоровительного воспитательно-образовательного процесса через повышение персональной ответственности всех участников образовательного процесса.
  • Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе развития общества.
  • Формировать у педагогов мотивацию к инновационной, проектной деятельности.

Отдельным пунктом работы в следующем году стоит работа с Управлением образования, участие в различных конкурсах и мероприятиях. И конечно наиглавнейший пункт – переход на новые Федеральные Государственные стандарты образования.

 


Обсуждение закрыто.